Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология ЦЭ
Вариант № 86
1.  
i

Путем скре­щи­ва­ния ка­пу­сты и редь­ки был по­лу­чен ги­брид, од­на­ко он ока­зал­ся бес­плод­ным. Для пре­одо­ле­ния бес­пло­дия ко­ли­че­ство хро­мо­сом в клет­ках дан­но­го ги­бри­да было удво­е­но. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жат со­ма­ти­че­ские клет­ки пло­до­ви­то­го ка­пуст­но-ре­деч­но­го ги­бри­да, если га­ме­ты ка­пу­сты со­дер­жат по 9 хро­мо­сом, а со­ма­ти­че­ские клет­ки редь­ки  — 18?

1) 18;
2) 27;
3) 36;
4) 54.
2.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да= эн­до­ци­тоз  — ?

1) ак­тив­ный транс­порт
2) вы­де­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да
3) сек­ре­ция слизи клет­ка­ми же­ле­зи­сто­го зпи­те­лия
4) по­ступ­ле­ние оли­го­пеп­ти­дов из пер­вич­ной мочи в клет­ки по­чеч­ных ка­наль­цев
3.  
i

Аэроб­ный этап кле­точ­но­го ды­ха­ния от­ли­ча­ет­ся от мо­лоч­но­кис­ло­го бро­же­ния тем, что:

а)  ко­неч­ным про­дук­том яв­ля­ет­ся С3Н4О3; б) ко­неч­ны­ми про­дук­та­ми яв­ля­ют­ся СО2 и H2O; в) про­ис­хо­дит толь­ко в ми­то­хон­дри­ях; г) ис­поль­зу­ет­ся в про­мыш­лен­ных целях; д) про­ис­хо­дит толь­ко при на­ли­чии O2; е) при рас­щеп­ле­нии 1 мо­ле­ку­лы глю­ко­зы син­те­зи­ру­ет­ся 2 мо­ле­ку­лы АТФ.

1) a, в, e,
2) толь­ко а, в
3) б, в, д
4) в, г, д
4.  
i

Син­тез крах­ма­ла в клет­ках рас­те­ний яв­ля­ет­ся при­ме­ром ре­ак­ции:

1) ана­бо­лиз­ма
2) ка­та­бо­лиз­ма
3) дис­си­ми­ля­ции
4) энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на
5.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха = эн­до­ци­тоз  — ?

1) пас­сив­ный транс­порт
2) транс­порт в мем­бран­ной упа­ков­ке
3) вы­де­ле­ние про­дук­тов азо­ти­сто­го об­ме­на
4) по­гло­ще­ние чу­же­род­ных ча­стиц лей­ко­ци­та­ми
6.  
i

Опре­де­ли­те хи­ми­че­ский эле­мент живых ор­га­низ­мов по опи­са­нию:

 

— мак­ро­эле­мент;

— при­ни­ма­ет уча­стие в мы­шеч­ном со­кра­ще­нии, ре­гу­ля­ции свер­ты­ва­ния крови;

— вхо­дит в со­став эмали зубов.

1) фтор
2) же­ле­зо
3) маг­ний
4) каль­ций
7.  
i

Ука­жи­те мик­ро­эле­мен­ты, на­ли­чие ко­то­рых яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем для кро­ве­тво­ре­ния:

1) же­ле­зо и медь
2) азот и фос­фор
3) калий и каль­ций
4) же­ле­зо и каль­ций
8.  
i

Опре­де­ли­те хи­ми­че­ский эле­мент живых ор­га­низ­мов по опи­са­нию:

 

— мак­ро­эле­мент, вхо­дит в со­став не­ко­то­рых ами­но­кис­лот;

— участ­ву­ет в ста­би­ли­за­ции струк­ту­ры бел­ко­вых мо­ле­кул.

1) йод
2) сера
3) фос­фор
4) каль­ций
9.  
i

Ука­жи­те мак­ро­эле­мент, на­ли­чие ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем для об­ра­зо­ва­ния ра­ко­вин мол­люс­ков:

1) калий
2) каль­ций
3) крем­ний
4) строн­ций
10.  
i

Ука­жи­те мак­ро­эле­мент, ко­то­рый в со­ста­ве ани­о­нов участ­ву­ет в под­дер­жа­нии бу­фер­ных свойств внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма:

1) фтор
2) калий
3) фос­фор
4) мар­га­нец
11.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

До­ка­за­тель­ство

эво­лю­ции

1.  ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2.  го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

При­мер

а)  зубы ли­си­цы и чешуя акулы

б)  усики го­ро­ха и по­чеч­ные чешуи бе­ре­зы

в)  кор­не­плод мор­ко­ви и клу­бень кар­то­фе­ля

г)  ко­люч­ки бо­ярыш­ни­ка и ко­люч­ки бар­ба­ри­са

д)  пла­ва­тель­ный пу­зырь ка­ра­ся и лег­кие яще­ри­цы

1) 1абд; 2вг;
2) 1ав; 2бгд;
3) 1вг; 2абд;
4) 1г; 2абвд.
12.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ор­га­низ­ма 14 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет в со­ма­ти­че­ской клет­ке в пост­син­те­ти­че­ский (G2) пе­ри­од ин­тер­фа­зы?

1) 14 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
2) 14 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
3) 7 хро­мо­сом и 7 хро­ма­тид
4) 7 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
13.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ор­га­низ­ма 14 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет со­ма­ти­че­ской клет­ке в пре­син­те­ти­че­ский (G1) пе­ри­од ин­тер­фа­зы?

1) 7 хро­мо­сом и 7 хро­ма­тид
2) 7 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
3) 14 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
4) 14 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
14.  
i

Ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом дро­зо­фи­лы равен 8. Сколь­ко хро­ма­тид со­дер­жит­ся в клет­ке, на­хо­дя­щей­ся на ста­дии про­фа­зы мей­о­за II?

1) 32
2) 16
3) 8
4) 4
15.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для по­ло­во­го (I) и бес­по­ло­го (II) раз­мно­же­ния:

 

а)  обес­пе­чи­ва­ет су­ще­ство­ва­ние жизни на Земле;

б)  при­во­дит к уси­ле­нию дей­ствия дви­жу­ще­го от­бо­ра;

в)  новый ор­га­низм воз­ни­ка­ет путем пар­те­но­ге­не­за;

г)  на ма­те­рин­ском ор­га­низ­ме об­ра­зу­ют­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки  — споры;

д)  в нем участ­ву­ют ви­до­из­ме­нен­ные ве­ге­та­тив­ные по­бе­ги;

е)  один из спо­со­бов - фраг­мен­та­ция тела.

1) I — а, б, в; II — а, г, д, е
2) I —а, б, е; II —в, г, д
3) I —а, в, г; II —б, д, е
4) I —б; II —а, б, в, е
16.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те камыш озер­ный, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга) шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Камыш;

2)  тип Око­ло­вод­ные;

3)  цар­ство Рас­те­ния;

4)  отряд Сит­ни­ко­вые;

5)  класс Од­но­доль­ные;

6)  се­мей­ство Осо­ко­вые;

7)  вид Камыш озер­ный;

8)  отдел По­кры­то­се­мен­ные.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 523146.

17.  
i

Уста­но­ви­те, какой этап эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных со­от­вет­ству­ет каж­до­му из пред­ло­жен­ных про­цес­сов:

ПРО­ЦЕСС

А)  фор­ми­ро­ва­ние бла­сто­це­ли

Б)  об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной кишки

B)  фор­ми­ро­ва­ние нерв­ной пла­стин­ки

Г)  фор­ми­ро­ва­ние со­еди­ни­тель­ной ткани

Д)  бра­зо­ва­ние од­но­слой­но­го мно­го­кле­точ­но­го за­ро­ды­ша

ЭТАП РАЗ­ВИ­ТИЯ

1)  дроб­ле­ние

2)  га­стру­ля­ция

3)  гисто- и ор­га­но­ге­нез

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

18.  
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1—5, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры хор­до­вых:

А)  во­ло­сы;

Б)  нерв­ная труб­ка;

В)  глад­кая му­ску­ла­ту­ра;

Г)  эпи­те­лий тон­ко­го ки­шеч­ни­ка.

19.  
i

Ис­хо­дя из осо­бен­но­стей эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия пред­ло­жен­ных ор­га­низ­мов, вы­бе­ри­те трёх вто­рич­но­ро­тых жи­вот­ных:

 

1)  дож­де­вой червь;

2)  ве­ре­те­ни­ца;

3)  вла­со­глав;

4)  бо­ко­плав;

5)  плот­ва;

6)  сова

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

20.  
i

На схеме стро­е­ния ней­ру­лы циф­ра­ми 1–3 обо­зна­че­ны три за­ро­ды­ше­вых 3 лист­ка. Ука­жи­те, из кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка раз­ви­ва­ет­ся каж­дая из при­ве­ден­ных струк­тур ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

A)  почки;

Б)  яич­ни­ки;

B)  го­лов­ной мозг;

Г)  щи­то­вид­ная же­ле­за.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1Б1В2ГЗ.

21.  
i

Общая масса всех мо­ле­кул ДНК в 46 хро­мо­со­мах одной со­ма­ти­че­ской клет­ки че­ло­ве­ка в G1-пе­ри­о­де ин­тер­фа­зы со­став­ля­ет 6 · 10-9 мг. Опре­де­ли­те, чему будет равна общая масса мо­ле­кул ДНК в сле­ду­ю­щих клет­ках че­ло­ве­ка:

Опи­са­ние клет­ки

A.  клет­ка, на­хо­дя­ща­я­ся на ста­дии про­фа­зы ми­то­за

Б.  клет­ка, на­хо­дя­ща­я­ся на ста­дии ана­фа­зы I мей­о­за

B.  клет­ка, на­хо­дя­ща­я­ся на ста­дии ме­та­фа­зы II мей­о­за

Г.  до­чер­няя клет­ка, об­ра­зо­вав­ша­я­ся в конце те­ло­фа­зы ми­то­за

Д.  до­чер­няя клет­ка, об­ра­зо­вав­ша­я­ся в конце те­ло­фа­зы II мей­о­за

Общая масса мо­ле­кул ДНК

1)  3 · 10-9 мг

2)  6 · 10-9 мг

3)  1,2 · 10-8 мг

4)  2,4 · 108 мг

22.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) кле­точ­ный центр со­сто­ит из двух субъ­еди­ниц, по­кры­тых мем­бра­ной;
2) зе­ле­ный цвет хло­ро­пла­стов обу­слов­лен на­ли­чи­ем в них ка­ро­ти­но­и­дов;
3) гли­ко­ка­ликс — это пер­вич­ная пе­ре­тяж­ка, ко­то­рая делит хро­мо­со­му на два плеча;
4) внут­рен­няя мем­бра­на ли­зо­сом об­ра­зу­ет кри­сты, за­пол­нен­ные кле­точ­ным соком;
5) впер­вые опи­сал ядро в клет­ках рас­те­ний и при­шел к вы­во­ду, что оно яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной ча­стью рас­ти­тель­ной клет­ки, Р. Броун.
23.  
i

Наи­бо­лее вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью об­ла­да­ет вид трес­ки (рыба се­мей­ства Трес­ко­вые), раз­ви­тие яиц

и вы­луп­ле­ние мо­ло­ди у ко­то­ро­го воз­мож­но в сле­ду­ю­щем диа­па­зо­не тем­пе­ра­тур:

1) 0,5−1,5 °С;
2) 1−1,2 °С;
3) 1,1−1,9 °С;
4) 2−2,5 °С.
24.  
i

На схеме стро­е­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны циф­рой 1 обо­зна­чен(-ы):

1) гли­ко­ка­ликс
2) би­ли­пид­ный слой
3) ин­те­граль­ные белки
4) пе­ри­фе­ри­че­ские белки
25.  
i

На ри­сун­ке стро­е­ния ин­фу­зо­рии ту­фель­ки струк­ту­ра, ко­то­рая кон­тро­ли­ру­ет жиз­нен­ные про­цес­сы, за ис­клю­че­ни­ем по­ло­во­го про­цес­са, обо­зна­че­ны циф­рой... .

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой. На­при­мер 10.

26.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии про­цес­са фо­то­син­те­за:

 

а  — све­то­вая фаза осу­ществ­ля­ет­ся на мем­бра­нах ти­ла­ко­и­дов

б  — в тем­но­вой фазе про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

в  — во внут­рен­нем про­стран­ст­ве­ти­ла­ко­и­дов в ре­зуль­та­те

гли­ко­ли­за об­ра­зу­ет­ся из­бы­ток элек­тро­нов

г  — для син­те­за одной мо­ле­ку­лы глю­ко­зы не­об­хо­ди­мо 18 мо­ле­кул ATΦ

1) а, б
2) а, г
3) б, в
4) толь­ко г
27.  
i

Во время све­то­вой фазы фо­то­син­те­за не про­ис­хо­дит(-ят):

1) син­тез мо­ле­кул АТФ
2) ре­ак­ции цикла Каль­ви­на
3) на­коп­ле­ние про­то­нов внут­ри ти­ла­ко­и­да
4) вы­де­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да в окру­жа­ю­щую среду
28.  
i

Най­ди­те два по­ня­тия, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для про­цес­сов фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния:

а)  кри­сты; б) све­то­вая фаза; в) ре­пли­ка­ция; г) АТФ-син­те­та­за; д) уг­ле­кис­лый газ.

1) а, г
2) а, д
3) б, в
4) г, д
29.  
i

Най­ди­те два по­ня­тия, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для про­цес­сов фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния:

 

а  — PHК-по­ли­ме­ра­за

б  — фо­то­си­сте­ма

в  — АТФ

г  — тем­но­вая фаза

д  — вода

1) а, д
2) б, в
3) в, д
4) г, д
30.  
i

Най­ди­те два по­ня­тия, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для про­цес­сов фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния:

 

а  — кри­сты

б  — све­то­вая фаза

в  — ре­пли­ка­ция

г  — АТФ-син­те­та­за

д  — уг­ле­кис­лый газ

1) а, г
2) а, д
3) б, в
4) г, д